АЙДЕНТИКА: ПОВЫШАЕМ УНИКАЛЬНОСТЬ БРЕНДА
20.05.2024Чем айдентика отличается от фирменного стиля, что должен означать цвет и почему обычный дизайнер не справится.
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАЧЕМ БИЗНЕСУ НУЖНА АЙДЕНТИКА
Айдентика (англ. identity — идентичность) — это визуальная идентичность компании. Она включает в себя набор элементов для восприятия бренда: образы, логотип, цветовую палитру, шрифты, формы, объединенные общей концепцией. Ее основная цель — повысить узнаваемость и выделить компанию среди конкурентов. Чтобы понять, что такое айдентика, нужно посмотреть на всю структуру формирования бренда.
Внутри находится фирменный стиль. Он определяет конкретную визуальную составляющую: логотип, шрифты, цветовую палитру, вербальные особенности и т.д. С помощью данных атрибутов, объединенных в брендбуке, один бренд отличают от другого. Это то, что мы замечаем каждый день на полках магазинов, на упаковке, в рекламных роликах. Проще говоря, что покупатель “видит”.
Более объемный слой — айдентика. Она включает в себя обширные понятия, которые клиент “чувствует”. К визуальной части добавляются смыслы и образы. Эти элементы бренд транслирует во внешнюю среду и формирует облик для целевой аудитории. Айдентика становится продолжением философии компании, ее воплощением.
Выше надстраивается бренд. На этой стадии описывается коммуникация компании с внешней средой и стратегия взаимодействия с клиентами. Этот слой отвечает за то, что клиент “думает” и как “узнает”.
Зачем вашему бизнесу нужна айдентика:
- выделять вашу компанию среди конкурентов;
- объединять несколько продуктов под одной эгидой;
- закрепить эмоциональный образ и характер бренда;
- повысить добавленную стоимость компании;
- наладить долгосрочные отношения с покупателями.
ЧЕМ АЙДЕНТИКА БРЕНДА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ
Айдентику и фирменный стиль можно сравнить с конфетой. Сверху фантик — красивый дизайн, а внутри все составляющие вкуса: идея, образ, характер. Если конфета невкусная, то, как ни переделывай упаковку, вкуснее конфета не станет. Так и с формированием айдентики. Фирменный стиль может быть броским, но внутри оказаться бессодержательной пустышкой. Фирменный стиль — это инструмент, а не замена философии компании. Он лишь иллюстрирует все компоненты философии, пытаясь передать их в логотипе и графических элементах.
Отличия айдентики и фирменного стиля
КАКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОТРАЖЕНЫ В АЙДЕНТИКЕ
Из чего состоит айдентика? Схему, которую мы рисовали в начале, развернем в обратном направлении:
- Философия и миссия компании: “зачем мы работаем”.
Включает в себя систему целей и ценностей организации. Эти факторы не подвергаются изменениям. Они фундаментальны. Им подчиняется вся внутренняя работа компании над брендом.
- Идеология: “что мы готовы нести в массы”.
Включает в себя цели и принципы. Они динамичны, то есть могут со временем меняться в зависимости от глобальных изменений. Кроме того, идеология — это своего рода дух компании. Она эмоционально окрашивает взаимодействие с клиентом и сотрудником.
- Позиционирование: “как мы себя видим”.
Формируется на стадии конкурентного анализа. На его основе разрабатывается брендинг и имидж, который в идеале нам хотелось бы иметь.
- Tone of voice или голос бренда: “как мы будем говорить с покупателем”.
Характерная стилистика, с которой компания общается со своей аудиторией через визуал и тексты. В визуал входят фото, видео, иллюстрации. Если у бренда нет своего “голоса”, можно затеряться среди конкурентов.
- Эмоциональный образ бренда: “что наши клиенты чувствуют”.
Спектр эмоций, который мы хотим вызывать у людей при контакте с компанией: нежность, агрессию, бодрость, мотивацию, вдохновение и т.д.
- Название, логотип и слоган: “что наша аудитория запоминает”.
Они влияют на узнаваемость бренда и его целевую аудиторию. Это витрина компании. Придумывая название, нужно основываться на тех образах и смыслах, которые включены в философию и миссию и рассказывают о бренде. Когда мы видим слоган популярного Top of Mind, в голове щелкает и возникают устойчивый ассоциативный ряд, сложно изменяемый во времени. К примеру, McDonald’s давно ушел с российского рынка, но многие по-прежнему говорят: “А пошли в “Мак”.
- Фирменный стиль: “что наши покупатели видят каждый день”.
Визуальные дополнения на разных носителях, с которыми сталкивается клиент при покупке. Эти мелочи как часть бренда бессознательно “зашиваются” в мозг, и потребитель автоматически понимает, что он в банке конкретного бренда, к примеру.
КАК РАЗРАБОТАТЬ ЭФФЕКТИВНУЮ АЙДЕНТИКУ
При разработке айдентики не стоит ограничивать себя в фантазии, но при этом должно быть четкое понимание структуры. Важно знать, что есть следующие виды айдентики:
- Статическая айдентика. Более ограничена в своем развитии, стабильна и не подвергается изменениям.
- Динамическая айдентика. Умеет подстраиваться под любые внешние факторы и изменяема.
Лайфхак: нужно начинать со статического варианта, чтобы укрепиться в нише. А далее строить стратегию на расширение возможностей.
Далее сформируйте прочную эмоциональную связь между философией бренда и визуалом. Так, в логотипе соединятся идея, мысль, посыл и иллюстрация. Вместе с этим сформулируйте базовые атрибуты айдентики: цветовую палитру, шрифты, графические элементы и основные стилистические приемы. Затем поручите агентству отрисовать их. Они не должны спорить между собой, а лишь дополнять. Таким образом, конструктор соберется в большой красивый замок под названием “бренд”.
Несколько рекомендаций:
- Придумайте персонажа или маскота для персонификации бренда и определения его лица.
- Учитывайте УТП продукта, чтобы обратиться непосредственно к целевой аудитории. Важно выявить боли и разработать айдентику вместе с маркетинговым агентством.
- Обязательно сделайте тест на фокус-группе. Проведите исследование, чтобы понять, насколько эффективно агентство сформировало элементы айдентики. Только проанализировав и собрав статистику, можно избежать рисков и провала на рынке.
ЛУЧШИЕ ПРИМЕРЫ АЙДЕНТИКИ БРЕНДОВ
1. МТС
За последний год самый яркий пример ребрендинга. Он показал, что обновлять айдентику можно и нужно. МТС идет в ногу с трендами, обновил не только визуальную составляющую, но и переработал экосистему своих продуктов. Все элементы выглядят динамичными, современными, живыми. Подробнее о кейсах ребрендинга читайте в нашей статье.
2. Ozon
Компания имеет динамическую айдентику, которая подстраивается под каждый отдельный продукт. Но при этом вся экосистема выглядит узнаваемой. Современность и свежесть делают этот бренд открытым, гибким и человечным.
3. ВТБ
Пример статической айдентики. Миссия и философия остаются неизменными. Глобальных изменений не было с 2017 года, когда компания поменяла логотип, фирменный знак. Однако так она формирует фундаментальную основу доверия у своей аудитории.
4. Альфа-Банк
Также один из представителей статической айдентики. Идея свободы делает концепцию современной и креативной, отражая тенденции в дизайне. Фирменный стиль выдержан во всех продуктах экосистемы “Альфа-Банка”, что усиливает его брендинг. Это можно наблюдать в суббрендах.
5. Яндекс
Динамичный бренд, который за 26 лет смог вырасти из интернет-компании до огромной экосистемы с множеством ответвлений. Новая айдентика отражает всю суть бренда. В наше время “Яндекс” стал трендом и примером для других.
Айдентика — не история не только о крупных компаниях. Это уникальный стиль любого бизнеса, пусть это даже небольшое ИП по производству гончарной посуды. Делайте свою компанию особенной для своего клиента независимо от отрасли.
Сделайте репутацию
источником продаж!
Чтобы мы начали готовить для вас комплекс продвижения, заполните заявку или закажите обратный звонок. Ваш персональный менеджер подготовит специальное коммерческое предложение и сформирует маркетинговую стратегию.