СКАНДАЛЫ PIXAR: КАК ФОРМИРОВАЛАСЬ РЕПУТАЦИЯ СОЗДАТЕЛЕЙ “ГОЛОВОЛОМКИ”
26.08.2024Мультфильмы Pixar — отдельное искусство. Казалось бы, при чем тут расизм, домогательства и гендерные вопросы? Разбираем репутацию бренда.
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ БРЕНДА PIXAR
Еще в 70-х годах Джордж Лукас, создатель “Звездных войн”, осознает: будущее за цифровой визуализацией. И с этой мыслью в 1979 году он основывает небольшое подразделение компьютерной графики в своей компании Lucasfilm. Основная его деятельность — разработка новых технологий в области визуализации. Но развитие анимации — дорогое удовольствие, и уже к 1983 году Лукас начинает урезать финансирование своего отдела. Ситуацию усугубляет и его развод с женой.
В 1986 году Стив Джобс уходит из Apple и начинает интересоваться новым направлением — компьютерной графикой. На одной из выставок он знакомится с Лукасом, и оба создателя понимают: они мыслят в одном направлении. Джобс выкупает подразделение Лукаса и переименовывает его в Pixar. Так начинается собственная история бренда.
Первоначально Pixar специализируется на разработке анимационного ПО и создании аппаратного обеспечения для компьютерной графики. Но и здесь финансовые дела компании идут плохо. Настолько, что Джобс несколько раз пытается продать организацию.
Вскоре компания переключается на производство анимационных роликов, но не для создания мультфильмов, о которых мечтали создатели, а для рекламы — чтобы Pixar мог хоть как-то окупаться. Для этого руководство приглашает на работу талантливого аниматора Disney Джона Лассетера — будущего режиссера легендарной “Истории игрушек” и других известных мультфильмов.
ФИНАНСОВЫЕ СЛОЖНОСТИ И ВЗЛЕТЫ PIXAR
Первый успех Pixar — короткометражный фильм “Люксо-младший”, вышедший в 1986 году. Студия демонстрирует всем свои технические возможности, а мультфильм сразу же получает признание критиков и номинацию на премию “Оскар”.
Узнаете лампу? Именно она впоследствии стала символом студии Pixar.
Однако свою первую золотую статуэтку студия получает через год — за короткометражный фильм “Оловянная игрушка”. Именно он впоследствии подталкивает Pixar на создание более крупных проектов. Хотя Джобс все еще надеется, что студия продолжит заниматься разработкой ПО, но главные таланты компании уже решительно настроены на создание полнометражного фильма.
Все это время мультипликационный гигант Disney следит за развитием студии и не оставляет попытки переманить назад своего бывшего сотрудника и главного аниматора Pixar Джона Лассетера. В 1991 году, после всеобщего признания молодой студии, Disney соглашается на сотрудничество с ней — это становится переломным моментом в истории бренда.
Условия контракта: Pixar занимается технологической и творческой разработкой, а Disney дает одобрение идеям студии и занимается коммерческой частью: финансированием, маркетингом и выпуском в прокат. При этом первый получает лишь 20% всей прибыли. Условия не устраивают Pixar, но у студии нет выхода — ее финансовое положение все еще плачевно.
- Pixar не приносила значительной прибыли вплоть до 1994 года. За 8 лет Джобс вложил в нее около 50 млн долларов из собственных средств.
Четыре года работы, затраты в 30 млн долларов и множество сюжетных изменений — процесс создания фильма оказался крайне сложным. Но в 1995 году “История игрушек” выходит в прокат, собирает 350 млн долларов и становится первым компьютерным анимационным фильмом.
- А кукла Барби стала первой игрушкой, которая породила маркетинговую революцию — об этом мы написали целую статью.
Disney и Pixar продолжают совместную работу и регулярно выпускают новые мультфильмы:
Pixar по-прежнему занимается разработкой креативных идей и совершенствует качество анимации. Порой даже слишком хорошо для того времени.
- В процессе отрисовки “В поисках Немо” художники Pixar заметили: вода в мультфильме получается слишком реалистичной. Чтобы зрители осознавали, что это графика, Pixar специально занизил свои возможности.
Студия стремительно завоевывает любовь и признание зрителей по всему миру. Но как?
Все дело в философии Pixar:
- Разнообразие сюжетов. Студия создает увлекательные, но глубокие истории про семью, дружбу и преодоление трудностей. Это темы, которые резонируют всем. Также Pixar показывает культуры, профессии и жизненные пути, что делает их фильмы интересными для разных зрителей.
- Проработка персонажей. У героев Pixar сложные характеры, но они развиваются на протяжении всего фильма — это позволяет зрителям устанавливать с ними эмоциональную связь.
- Детали. В каждой работе студии есть отсылки к предыдущим и будущим фильмам. Например, в каждом мультфильме есть грузовик Pizza Planet, который впервые показали в “Истории игрушек”. А в мультике “Тачки 2” на одном из авто есть наклейка “Find Me in Paris” — отсылка к фильму “Рататуй”.
- Работа с разными аудиториями. Для детей Pixar создает яркие, забавные и динамичные сюжеты, которые содержат множество простых моральных уроков. Взрослых же привлекают более глубокие философские темы: смерть, идентичность и смысл жизни. Именно многоуровневые сюжеты делают фильмы Pixar доступными как для семейного просмотра, так и для одиночного.
В 2006 году компания Disney выкупает у Джобса студию за 7,4 млрд долларов. Его условие сделки: сохранение главных принципов студии. На сегодняшний день Pixar стал идейным создателем 28 полнометражных фильмов, 8 из которых получили “Оскар”. Но не обошлось и без провалов, и не только кассовых.
РЕПУТАЦИОННЫЕ ПРОВАЛЫ И СКАНДАЛЫ PIXAR
Не очень “Хороший динозавр”
В 2015 году Pixar столкнулся с первым провалом. Выпуск “Хорошего динозавра” изначально сопровождался сложностями: смена режиссера, изменение сценария, большие затраты и сокращение 67 сотрудников. Фильм все же вышел в прокат, но и тут неудача: “Хороший динозавр” получил смешанные отзывы критиков и зрителей, а также низкие кассовые сборы. Проект просто не окупился.
Основная претензия — слишком простой и прямолинейный сюжет, который подходит лишь для детей. Ведь зрители Pixar уже привыкли к глубоким историям и шедевральным картинам, поэтому “Хороший динозавр” не смог оправдать ожидания как в художественном, так и в коммерческом плане. Для студии, известной своими хитами, это был провал.
Неподобающее поведение сооснователя
В ноябре 2017 года главного креативного директора студии Джона Лассетера обвинили в ненадлежащем поведении на рабочем месте. Бывшие сотрудники жаловались на неприличные прикосновения, поцелуи и неподобающие комментарии по поводу их внешности.
Для студии, каждая картина которой повествует о семейных ценностях и уважении, обвинения в сексуальных домогательствах ее мультипликатора — серьезный удар. К тому же обвинения всплыли во время движения #MeToo, которое разоблачало подобные случаи и придавало им огласку.
После обвинений Лассетер объявил о шестимесячном отпуске, принес публичные извинения и добавил, что он извлечет из ситуации урок. В июне 2018 года он ушел из Pixar и Disney. На пост креативного директора Pixar назначили Пита Доктера.
Запрет “Вперед” на востоке
В 2020 году мультфильм Pixar “Вперед” был запрещен в некоторых арабских странах: Кувейт, Оман, Катар и Саудовская Аравия. Причина — наличие в фильме персонажа по имени Спектер. В одной из реплик она упоминала отношения “со своей подругой”. В истории Pixar это было первый случай открытого упоминания ЛГБТ (*движение, деятельность которого признана экстремистской и запрещена на территории РФ).
Западные активисты, напротив, возмутились слишком “аккуратным” упоминанием. А в российской версии пол персонажа оставили нейтральным и “подругу” заменили на “партнера”.
Обвинения в расизме
Мультфильм “Душа” от Pixar получил множество наград и похвал за содержание, но критики и зрители некоторых стран оказались недовольны озвучкой. Суть обвинений: в оригинале главного чернокожего героя Джо Гарднера озвучивает афроамериканец, но в Дании и Португалии дикторы для Джо были белокожими.
Зрители назвали это “обелением” персонажа — ведь афроамериканская культура должна передаваться соответствующим голосом. Дошло до того, что в Португалии больше 17 тыс. человек собрали подписи за повторную озвучку картины.
- С обвинениями в расизме сталкиваются многие бренды, и иногда поводом могут стать даже спортивные штаны. У бренда Balenciaga так и произошло. Были и другие, не менее интересные скандалы — рассказали тут.
“Элементарный” провал
Мультфильм “Элементарно” — одна из последних работ студии, которую почти сразу негласно номинировали на звание самой провальной. Многие заметили очевидное сходство “Элементарно” со “Зверополисом”: идентичный посыл, похожий сюжет и аналогия во внешности главных героев. У зрителей возник вполне очевидный вопрос: неужели студия столкнулась с кризисом оригинальности?
Бюджет мультфильма составил 200 млн долларов, а сама студия делала на эту работу большие “ставки”. При этом кассовые сборы оказались намного меньше планируемых, что заставило Disney вновь задуматься о сокращении расходов на проекты Pixar.
КАК PIXAR РАБОТАЕТ НАД РЕПУТАЦИЕЙ
Всемирно известная мультипликационная студия, от которой зрители каждый год ждут новые хиты — для компании подобного масштаба поддержка репутации крайне важна. И здесь главное работать над сохранением своего доброго имени и умело перекрывать негатив позитивом — что Pixar и делает.
В случае с провальным фильмом “Хороший динозавр” недовольство аудитории утихло после выхода третьей части известных “Тачек”, а вышедшая через год “Тайна Коко” и вовсе стала очередным шедевром студии. Того же остается ждать и после выхода “Элементарно”.
После громких обвинений Лассетера Pixar также отреагировал грамотно — сменил креативного директора. Он хоть и был одной из важнейших персон в истории студии, но его действия поставили под удар репутацию. Студия осталась верна своим принципам и принципам своей аудитории.
Куда сложнее случаи с мультфильмами “Вперед” и “Душа”. Дело в том, что современная кинематография и новые правила номинирования на “Оскар” требуют толерантности к меньшинствам. Поэтому Pixar старается учитывать общественное мнение и аккуратно интегрирует эти темы в свои работы. Но здесь, как говорится, всем не угодишь.
Рекомендации производителям детского контента
Создание мультфильмов — двоякая история. С одной стороны, нужно завоевать внимание публики и развлечь ее. С другой — наполнить содержание картины смыслом, чтобы зрители и критики могли по-настоящему оценить работу. И желательно попасть не только в детскую аудиторию, но и во взрослую — чтобы просмотр мультфильма стал приятным семейным досугом. В попытке “угодить всем” важно не переборщить, ведь ошибки в работе с детским контентом зачастую губительны для репутации компании.
Как не допустить их?
- Учитывайте возраст. Убедитесь, что контент соответствует особенностям вашей аудитории, избегайте неподходящих тем, слишком сложных или прямолинейных сюжетов. Включайте в контент образовательные элементы и темы для семейного обсуждения.
- Работайте над разнообразием и инклюзивностью. Создавайте сюжеты, которые отражают культурное и социальное разнообразие. Избегайте гендерных стереотипов и разрабатывайте сильных и разносторонних персонажей независимо от их пола.
- Создавайте позитивные ролевые модели. Персонажи мультфильмов — это пример для детей. Показывайте, как герои справляются с трудностями и решают различные проблемы. При этом они сохраняют доброту, честность, трудолюбие и уважение к другим.
- Тестируйте контент, чтобы убедиться, что материал действительно интересен и полезен. Собирайте и анализируйте отзывы родителей и детей, учитывайте их пожелания и критику.
- Взаимодействуйте с аудиторией. Поддерживайте социальные и благотворительные проекты. Развивайте собственные социальные сети и публикуйте полезный, интерактивный контент. Это усилит положительное восприятие бренда.
Сделайте репутацию
источником продаж!
Чтобы мы начали готовить для вас комплекс продвижения, заполните заявку или закажите обратный звонок. Ваш персональный менеджер подготовит специальное коммерческое предложение и сформирует маркетинговую стратегию.