КАК ВЫБРАТЬ SERM АГЕНТСТВО

05.10.2022
КАК ВЫБРАТЬ SERM АГЕНТСТВО

Что спрашивать у подрядчика, чтобы репутация и бюджет оказались в хороших руках.

С каждым годом число пользователей в сети растет. Мы смотрим отзывы перед покупкой смартфона. Доверяем инфлюенсерам и незнакомым покупателям. С интересом читаем корпоративные блоги. А уж изучить отзовики перед собеседованием — вообще обязательный ритуал.

Несмотря на это, бизнес медленно осваивает работу с имиджем. Выстраивать управление репутацией в сети инхаус (со штатом специалистов) сложно и дорого. Остается альтернативный вариант — заказать SERM у сторонних подрядчиков.

“Как нет двух одинаковых людей, так нет и двух компаний с идентичной репутацией в поиске. У каждого своя «карта репутации». Специфический негатив. Профильные отзовики. Поэтому агентства не должны работать шаблонно, это всегда разработка релевантных стратегий”.

Екатерина Смирнова,
директор по продажам агентства Markway

Чем занимаются SERM агентства:

  • Проводят мониторинг упоминаний и репутационного фона в интернете.
  • Анализируют отзывы и выявляют болевые точки.
  • Создают стратегию по управлению репутацией в сети.
  • Оптимизируют карточки компаний на отзовиках, геосервисах, в справочниках.
  • Работают над посевом и удалением отзывов.
  • Повышают рейтинг на репутационных площадках.
  • Вытесняют негатив из топ-10 и топ-20 выдачи в “Яндексе” и Google.
  • Используют контент-маркетинг, чтобы на первых строчках находился позитив.
  • Корректируют стратегию в период кризиса.
  • Первое правило при работе с имиджем — не навреди. SERM- специалистов часто называют информационными саперами: цена ошибки высокая. И выбор не того исполнителя приносит обратный результат.

КТО В РОССИИ ЗАНИМАЕТСЯ SERM?

Во-первых, это относительно молодой рынок. По данным исследования ORM / SERM-отрасли, которое мы проводили в 2021 году, 58% компаний — от 1 до 7 лет.

Во-вторых, это узкий рынок. Для почти 75% агентств SERM является побочной услугой, и лишь каждое четвертое специализируется именно на управлении репутацией.

КТО В РОССИИ ЗАНИМАЕТСЯ SERM?
Участники SERM-рынка
Участники SERM-рынка

Теперь по каждому пункту.

Фрилансеры — это дешево, но один человек не может совместить в себе сотрудника по мониторингу, ответам, удалению, SERM и ORM. А если и может, то делает это поверхностно. К примеру, предлагает зарегистрировать компанию на справочниках, в то время когда у не полный бардак на IRecommend.

Составлять стратегию репутации, над которой в идеале работает команда из нескольких человек, — сомнительное дело. Прибавляем к этому, что нет договора и опыта в узких отраслях. Кроме того, у фрилансеров часто нет доступа и к сервисам аналитики, потому что при работе с 3-5 клиентами это влетает в копеечку.

Крупные агентства полного цикла имеют опыт и гарантии, но SERM услуги нередко отдают на аутсорс. А если работу делает “кто-то и где-то”, то и уровень качества контролировать намного сложнее. Поток клиентов гигантский. В таких условиях об индивидуальном подходе речи не идет, и погружение в проблемы бизнеса остается недостаточным.

Специализированные агентства совмещают в себе плюсы крупных агентств и внешних специалистов. Есть постоянные специалисты с нужными компетенциями. А то, что компании не занимаются всем маркетингом сразу, позволяет сконцентрироваться на задачах репутации.

КАК ВЫБРАТЬ ПОДРЯДЧИКА ПО SERM?

Как понять, что агентство имеет необходимый опыт? Какой результат считать хорошим, а какой — плохим? Рейтинг в 4 балла — это нормально или лучше прибавить?

На что обращать внимание при выборе:

1. Предлагает ли агентство аудит репутации?

Аудит как разбор полетов: помогает понять, где в имидже брешь и какие дыры нужно заделывать. Как правило, он бесплатный и занимает в среднем 2-3 дня в зависимости от отрасли.

  • Если называют срок в 1-2 недели, это первый звоночек. Значит, у подрядчика перегруз, и команда “не вывозит”. Есть риски, что реализация проекта займет намного больше времени, чем хотелось бы.

2. Как агентство проводит брифинг?

В идеале брифинг проводит не один менеджер, а целая команда. Нужно оценить, насколько специалисты погружены в тему и технические нюансы. Подрядчик должен превосходно разбираться в алгоритмах геосервисов и отзовиков. И быстро адаптироваться к изменениям.

Опытные специалисты легко ориентируются в собственных услугах. Чем отзыв отличается от обзора? Когда лучше вытеснять негатив статьями в СМИ, а когда — блогом? Какие отзовики лучше? К примеру, если о вас пишут на Otzovik, IRecommend или Retwork, без обзоров не обойтись.

Рисунок 1. Данные опроса

Что учитывать:

  • Насколько подробно рассказывают о стратегии.
  • Могут ли обосновать каждую позицию в объеме SERM услуг.
  • Сразу ли отвечают на вопросы.
  • Владеют ли маркетинговой терминологией.
  • Какие объемы предлагают и почему.

“Задавайте предметные вопросы. Как вы будете отслеживать новые отзывы о компании? Вручную или через сервисы? Если у вас небольшая организация, автоматизированный мониторинг не обязателен, отзывы можно отследить вручную, и это сэкономит бюджет на проект”.

Екатерина Смирнова,
директор по продажам агентства Markway

3. Есть ли у агентства релевантные кейсы?

Реализованные проекты — это репутация самого агентства. При этом материалы в формате “цели поставлены — результаты достигнуты” кейсами не являются. Скорее рекламой. В экспертных кейсах вы можете найти много полезной информации: какие инструменты использовали, каких результатов и за какой срок достигли. Чем больше конкретики, тем выше авторитетность кейса. Желательно, чтобы у агентства был опыт в нескольких отраслях. Кейс концептуального бара не подойдет заводу, а опыт салона красоты — производителю биодобавок.

4. Какие гарантии и KPI обозначает агентство?

Обратите внимание, какие метрики репутации отслеживает агентство и как оценивает результат. Формат «было плохо – стало хорошо» не подойдет. Нужны конкретные данные: результаты поисковой выдачи, динамика рейтингов, количество опубликованного контента, тональность упоминаний в сети и т.д. Хороший специалист четко понимает, к какому результату идет. И способен его показать.

ОСТОРОЖНО, РЕПУТАЦИЯ В ОПАСНОСТИ!

Не стоит доверять подрядчику, если:

  • Не предлагает стратегию. Без нее далеко не убежишь. Если объемы слишком маленькие, рейтинги не повысятся. А если слишком большие, то бюджет будет необоснованно раздут. Ответственность за выбор стратегии не только на подрядчике, но и на клиенте.
  • Обещает невозможное. Не всегда можно удалить отзыв — это факт. Если агентство предлагает исправить плохую репутацию за две недели, это мало реализуемо. И в конечном итоге придется требовать возврата денег.
  • Предлагает слишком низкую стоимость. Это может сигнализировать о низком качестве контента или небольшом опыте работы с площадками.
  • На брифинге не презентует команду. Возможно, этой команды нет, а за все отвечает один человек. Нет специализации — низкое качество.
  • Не имеет никакой репутации. Профессионалов ценят в отраслевом сообществе. Они делятся опытом в СМИ и блогах, их слушают и читают. Обратите внимание на соцсети и блоги компании.

Подрядчик по SERM должен разбираться в отрасли, знать конкурентов и первым узнавать новости в сфере управления репутацией. Выбирайте его внимательно.

ЕКАТЕРИНА СМИРНОВА - Директор по продажам Markway

ЕКАТЕРИНА СМИРНОВА

Директор по продажам Markway

Здесь должна была быть наша реклама, но ее не будет. Просто желаем уберечь бизнес от негатива и укрепить репутацию в нелегкое время.

интернет-маркетинг

Сделайте репутацию
источником продаж!

Чтобы мы начали готовить для вас комплекс продвижения, заполните заявку или закажите обратный звонок. Ваш персональный менеджер подготовит специальное коммерческое предложение и сформирует маркетинговую стратегию.





    Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

      Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

      вверх
      Мы используем файлы cookies для эффективной работы сайта.
      Продолжая его использование, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности Markway
      Хорошо